admintrg.ru
Телефоны приемной:
(35191) 6-20-52
» » Законопроекты о предстоящих изменениях в пенсионной системе направлены в Госдуму

Информационный блок

11
ноябрь
2013

Законопроекты о предстоящих изменениях в пенсионной системе направлены в Госдуму

Заместитель начальника Управления ПФР в г.Трехгорном
Елена Алексеевна Гопало

(35191) 4-31-10
Источник фотографий:
maxpark.com

В пятницу 1 ноября на видео пресс-конференции министром труда и социальной защиты РФ М.А.Топилиным и заместителем министра А.Н.Пудовым были представлены основные положения законопроектов, внесенных Правительством РФ в Федеральное собрание и Государственную думу, касающиеся новых правил исчисления пенсии и системы формирования пенсионных накоплений граждан.

«Увеличение размера пенсий в зависимости от того вклада, который сделал человек в процессе трудовой деятельности» - такова основная цель пенсионной реформы по словам министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина.

Еще в июне текущего года Министерство труда и социальной защиты РФ и Пенсионный фонд России представили новый порядок исчисления трудовой пенсии. Планируется, что новый порядок формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будет введен с 1 января 2015 года. Теперь же разработчики проекта представили уже уточненные варианты законопроектов, направленных на утверждение в Государственную Думу.

Сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом, длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. Перед разработчиками новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:

• гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;
• создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
• сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
• обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
• обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;
• повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

При этом в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии предусматриваются переходные положения:

повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты (сегодня - 568 тысяч рублей) с 1,6 от среднероссийской зарплаты до 2,3 в течение 7 лет (1 год – 0,1) и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента с 7,39 в 2015 году до 10 - к 2021 году.
повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию с 6 лет в 2015 году до 15 лет и минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 - к 2025 году.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал. Так, за период срочной воинской службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год срочной воинской службы.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж. Так, за каждого ребенка начисляются:
1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,
3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,
5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка.

Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией. И еще одно важное условие для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста - это необходимость сформировать пенсионные права в объёме не менее 30 пенсионных коэффициентов.

Следует обратить также внимание, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть - в 2,32 раза.

Еще одна составляющая, которая будет имеет важное значение – это стоимость пенсионного коэффициента, которая будет устанавливаться ежегодно Правительством РФ. При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на бонусный коэффициент за отложенную пенсию (если он есть) и на стоимость годового пенсионного коэффициента. Важно отметить, чтобы избежать ненужных опасений, что стоимость пенсионного коэффициента не может быть уменьшена и будет ежегодно расти с учетом инфляции и доходности ПФР. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены!

Кроме законопроекта о новой пенсионной формуле был представлен еще один ключевой документ - законопроект о накопительной части пенсии и акционировании негосударственных пенсионных фондов. По словам министра труда и социальной защиты РФ Максима Анатольевича Топилина это необходимо для того, «чтобы мы не получили так называемую ситуацию «обманутых дольщиков». Действующая система сохранности пенсионных накоплений всю ответственность перекладывает на государство и пенсионный фонд, при этом сам НПФ не гарантирует сохранность средств и при банкротстве просто «умывает руки». Пенсионные накопления граждан требуют более серьезного подхода к вопросу сохранности средств. Именно с этой целью и разработана система, включиться в которую негосударственные пенсионные фонды смогут только пройдя процедуру акционирования и соблюдения ряда условий для того, чтобы иметь право «работать» с пенсионными накоплениями граждан».

Стоит отметить, что сегодня «правила игры» таковы – в случае банкротства негосударственного пенсионного фонда, все обязательства перед гражданами по выплате средств берет на себя государство. Сложилась парадоксальная ситуация, можно какое-то время функционировать на рынке, «собирать» деньги в виде пенсионных накоплений, а потом в случае несостоятельности, ничем не рисковать и переложить всю ответственность на государство. Именно поэтому, и создается система гарантий пенсионных накоплений, сходная с системой гарантирования банковских вкладов.

На период, когда негосударственные пенсионные фонды будут проходить предусмотренные законодательством процедуры, средства пенсионных накоплений граждан будут направлены в ПФР в полном объеме. «Никакой конфискации пенсионных прав не предусматривается, - особо подчеркнул Максим Топилин, - НПФ должны подтвердить свою надежность и тогда вновь приобретут право работать с пенсионными накоплениями граждан. После этого средства пенсионных накоплений будут направляться в ту управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, который выберет само застрахованное лицо при условии, что его «инвестор» вошел в систему гарантирования средств пенсионных накоплений».

Система формирования пенсионных накоплений в соответствии с разработанными законопроектами подвергнется изменениям и в части выбора тарифа на накопительную часть трудовой пенсии. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда. Из них 6% тарифа у граждан 1967 года рождения и моложе идут на формирование накопительной части пенсии, остальные 16% – на формирование страховой части. Новые правила формирования пенсии предлагают гражданину сделать самостоятельный выбор: включаться ему в систему формирования пенсионных накоплений или нет, ведь сейчас он включается автоматически – работодатель уплачивает за всех граждан 6% на накопительную часть пенсии. Сегодня предлагается, что гражданин может отказаться от включения в систему формирования пенсионных накоплений и все 22% направить на формирование страховой пенсии. «Хотелось бы отметить для всех россиян, - заметил министр, - что процедура выбора продлена ещё на 2 года, а те граждане, кто только начинают свою трудовую деятельность, имеют право сделать этот выбор в течение 5 лет с момента трудоустройства».

Гражданам главное понять основные принципы формирования пенсии и знать, отчего будет зависеть ее размер. Помочь в этом разобраться призван пенсионный калькулятор, разработанный Пенсионным фондом и Министерством труда и социальной защиты РФ. С ним можно ознакомиться на сайтах ПФР (http://www.pfrf.ru/spec/calculator/) и Минтруда РФ (http://calculator.rosmintrud.ru/).