О.Е. Орлова,
эксперт журнала
"Руководитель автономного учреждения"
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 11, ноябрь 2020 г., с. 34-42.
Разразившаяся в 2020 году пандемия коронавируса изменила ситуацию почти во всех сферах жизнедеятельности людей и побудила национальные правительства принять неотложные меры в бюджетной и налоговой областях.
Развитие контрактной системы закупок
Из-за распространения коронавирусной инфекции в 2020 году была упрощена контрактная система закупок. В частности, заказчикам разрешили списывать неустойки, субъектов малого предпринимательства освободили от предоставления обеспечения, появилась возможность изменять срок и цену контракта, снижать минимальный размер обеспечения.
Примечание. В 2021 году продолжится финансирование отдельных антикризисных программ, связанных с временной поддержкой граждан, отраслей и экономики в целом в период восстановления после пандемии.
В 2021 году оптимизация системы госзакупок продолжится. Например, планируется:
- сократить количество конкурентных способов закупки до трех (конкурс, аукцион, запрос котировок);
- уменьшить требования к извещениям и документации о закупке, заявкам на участие, выбору способа определения поставщика и изложить эти требования в общих положениях об осуществлении закупок;
- ввести "универсальную стоимостную предквалификацию", предусматривающую возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. руб. только участников с успешным опытом исполнения госконтрактов;
- сократить и унифицировать сроки процедур (в том числе рассмотрения заявок), установленных для разных способов определения поставщиков;
- установить электронную форму подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок;
- оптимизировать порядок проведения совместных конкурсов и аукционов, уточнить положения о централизованных закупках.
Казначейское сопровождение контрактов
Органы госфинконтроля при проверках выявляют факты завышения начальной (максимальной) цены контракта при формальном соблюдении норм законодательства. Это приводит к тому, что уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше. Пресечь такую практику предполагается с помощью установления и регулирования предельного уровня рентабельности работ и услуг в рамках госзакупок.
Также планируется усилить взаимодействие органов госконтроля. Это позволит снизить число финансовых нарушений, допускаемых получателями целевых средств при открытии им лицевых счетов и проведении операций по таким счетам.
Единый казначейский счет
С 2021 года средства федерального и иных бюджетов, бюджетных и автономных учреждений и юридических лиц (получателей субсидий) станут аккумулироваться на едином казначейском счете.
Налоговая политика на 2021-2023 годы
Налоговая политика призвана решить следующие задачи:
1) обеспечить финансирование антикризисных программ в условиях сокращения нефтегазовых доходов;
2) восстановить занятость и доходы в секторе малого и среднего бизнеса;
3) поспособствовать достижению национальных целей развития страны, определенных в Указе N 474.
Изменения в налогообложении малого и среднего бизнеса
Организационно-правовая форма автономного учреждения не позволяет ему воспользоваться льготами, предназначенными для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Однако АУ вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСНО), пользоваться которой с 2021 года станет удобнее. Начали действовать соответствующие нормы Закона N 266-ФЗ. Если сейчас при превышении лимитов выручки 150 млн. руб. и численности 100 чел. право на "упрощенку" утрачивается, то со следующего года вводится своего рода буферная зона между традиционной УСНО и общей системой налогообложения. Параметры у нее следующие: выручка в размере от 150 млн. до 200 млн. руб., численность от 100 до 130 чел. При этих допусках право на УСНО не исчезает, но увеличивается ставка налогообложения: по УСНО с базой "доходы" с 6% до 8%, по УСНО с базой "доходы минус расходы" с 15% до 20%.
Примечание. Сейчас при превышении показателей по выручке и численности право на "упрощенку" утрачивается, а вот с 2021 года вводится "буферная зона". При нахождении в ней налогоплательщик не теряет право на применение УСНО, но налоговая ставка увеличивается.
С 2021 года прекращает существовать система налогообложения на основе ЕНВД. Зато развивается патентная система налогообложения, ориентированная исключительно на индивидуальных предпринимателей. Это означает, что для организаций с 2021 года больше не действует фиксированная величина налога, уплачиваемая вне зависимости от финансовых результатов деятельности.
Для справки добавим, что в рамках антикризисных мероприятий, реализуемых из-за распространения коронавирусной инфекции, малый бизнес получил снижение прямых налогов на труд. Ставки страховых взносов для субъектов МСП с 1 января 2020 года снизились с 30% до 15% в отношении зарплаты работников в части превышения МРОТ. Закон N 102-ФЗ закрепляет данное послабление на неопределенный период. Помимо повышения привлекательности ведения бизнеса и высвобождения финансового ресурса для развития, сопутствующих столь значимому снижению налоговой нагрузки, это создает благоприятные условия в части уменьшения налоговых издержек при "выходе из тени".
Снижение регрессивности налогообложения физических лиц
Одно из ключевых изменений в налоговой политике - снижение степени регрессивности в налогообложении доходов. Из мер по перераспределению налоговой нагрузки, применяемых с 2021 года, назовем следующие:
- увеличение налогообложения офшорного капитала за счет пересмотра условий соглашений об избежании двойного налогообложения с "транзитными юрисдикциями" (Кипр, Мальта, Люксембург, Нидерланды);
- повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 млн. руб. за налоговый период (законопроект N 1022669-7 рассматривается в Госдуме);
- налогообложение пассивных доходов обеспеченных граждан за счет введения НДФЛ на процентный доход в размере 13% для вкладчиков, чей объем сбережений в банковских счетах и долговых ценных бумагах превышает 1 млн. руб. (Закон N 102-ФЗ).
Кроме того, может появиться новый социальный налоговый вычет в размере прожиточного минимума трудоспособного населения. Это станет возможным после принятия генерального соглашения на 2021-2023 годы между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ.
Имущественные налоги
Порядок исчисления транспортного налога в отношении уничтоженных транспортных средств тоже изменится. В случае их гибели (уничтожения) обязанность по уплате транспортного налога прекращается с момента гибели (уничтожения), а не с момента снятия транспортного средства с регистрационного учета (законопроект N 1022670-7 рассматривается в Госдуме).
Планируется отменить декларацию по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (административные и торговые центры, отдельные нежилые помещения). При этом будет учтена практика применения аналогичных норм по транспортному и земельному налогам. Проконтролируют уплату налога на имущество организаций в отношении названных объектов налоговые органы. Они будут это делать на основании сведений, получаемых от Росреестра (порядок получения сведений аналогичен тому, что установлен по транспортному и земельному налогам).
Примечание. Появится возможность уплачивать налоги одним платежным поручением без уточнения вида налога, срока его уплаты, принадлежности к бюджету. Налоговый орган сам зачтет перечисленные средства в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств.
В качестве более отдаленной перспективы возможен отказ от исключения движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций при одновременном снижении предельной ставки налога. Предполагается, что благодаря этому администрирование налога упростится, а число налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам снизится.
Страховые взносы
Продолжится синхронизация перечня выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ (законопроект N 1022670-7).
Единый подход в обложении страховыми взносами и НДФЛ аналогичных сумм выплат, произведенных работодателем, позволит усовершенствовать процесс администрирования таких платежей налоговыми органами, а также снизит административную нагрузку на плательщиков страховых взносов.
Утверждено
решением секретариата Челябинской
областной трёхсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
от 23 декабря 2020 г.
Уважаемые руководители предприятий и организаций Челябинской области!
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", предусматривающего установление минимального размера оплаты труда с 1 января 2021 года в размере 42 процентов от медианной заработной платы по Российской Федерации за предыдущий год, обращаю внимание работодателей всех форм собственности, действующих на территории Челябинской области, на необходимость учитывать при оплате труда в организации, минимальный размер оплаты труда, установленный данным федеральным законом и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П, по которому районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, начисляются сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
С 1 января 2021 года на территории Челябинской области будет действовать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом для всей территории Российской Федерации, который составит 12 792 рубля. Районные коэффициенты начисляются на указанный минимальный размер оплаты труда.
Вместе с тем напоминаю о том, что неисполнение требований Федерального закона и постановления Конституционного Суда Российской Федерации влечёт наложение административных санкций на руководителей предприятий и организаций.
Первый заместитель Губернатора
Челябинской области, координатор
Челябинской областной трёхсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений И.А. Гехт
Развернутая информация по разделу находился на отдельной странице.